Российские общественные-НКО международники (не аффилированные с государством) - это те, в идеале, кто руководствуются в свой деятельности интересами страны, а не запросом государства на то или иное мероприятие или повестку. Эти НПО по своему характеру естественные союзники государства, но в российской действительности, как правило, работают самостоятельно, без особого внимания со стороны государства. Они занимаются практической экспертной, аналитической, проектной,программной деятельностью "в полях", сопровождая торгово-экономические, научно-технические, образовательные проекты, в форме волонтерской или меценатской деятельности и, если повезет, на средства грантов, что тоже относительное «везение», с небольшим числом желающих.
Обычно, заказчиком публичной дипломатии выступает государство, а реализация программ публичной дипломатии происходит через структуры, близкие к государственной системе, так называемые ГОНГО - от «Государством организованные негосударственные организации». Общественные же НПО финансируются в несистемном, случайном порядке. Они в основном сотрудничают с Фондом Горчакова и Фондом Президентских грантов.
Конечно, возможности свободных НПО несравненно меньшие, чем у ГОНГО, поэтому им сложно удовлетворять тем критериям, по приоритетным проектам, финансируемым фондами для поддержки общественной дипломатии. К примеру, перечень приоритетных направлений деятельности Фонда Горчакова на 2025 год:
Далеко не каждое общественное НПО сможет быть качественно представленной в этих направлениях, ну если амбиции не в счет. А вытягивать их на должный уровень некому, да и не нужно.
Сейчас всё внимание мировой общественной дипломатии к постсоветскому пространству и к его положению на современной геополитической карте мира. Украинский фактор обострил многие процессы, а в каждой постсоветской республике много «линий расколов», в Таджикистане – это Север, Юг, ГБАО.
Формируется новая конфигурация, в которой выстраиваются отношения между странами с «нового листа», а это очень тонкий процесс, где именно от общей, качественной координации и поддержки деятельности общественной внешней дипломатии многое зависит. Правда, независимых НКО-международников тех, кто ещё держится за счёт пассионарности, очень мало. Да и деятельность отгосударственных региональных структур, направленных на поддержку НКО, своей некомпетентностью, формализмом, неэффективностью – чаще поддерживает лишь эффектную бутафорность. Должны появиться стратегические центры по координации и поддержке деятельности международной независимой общественной дипломатии, и эта структура должна действовать параллельно регулярной бюрократии - как сказал Е. М. Примаков в своей книге «Мысли в слух» - «Функция последней сводится к поддержке и обслуживанию уже существующих, сложившихся социальных систем.»